Парады настаўніка дэфектолага

10 простых парад дэфектолага бацькам

10 простых советов

дефектолога родителям


     Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
     Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.       Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. 
     Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?» 
     Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. 
     Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д. 
     Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. 
     Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день. 
     Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д. 
     Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 
     Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

свернуть

Чаму з'яўляюцца моўныя парушэнні? (парады бацькам)

Почему возникают речевые нарушения?

Что такое нарушения речи?

Как помочь ребенку с нарушениями речи?

 

Советы родителям

Вы озадачены: 

- правильно ли говорит Ваш ребёнок

- его речь не понятна окружающим

- речь Вашего малыша отстаёт от речи его сверстников.

 

Не торопитесь опускать руки. Задержка речевого развития и нарушения речи успешно преодолеваются с помощью специальных коррекционных занятий. 

 

Почему возникают речевые нарушения?

 

Ребёнок, появившись на свет, не владеет законами родного языка. Но у него есть способность в определённый период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. Языковая способность реализуется в ходе активного общения со взрослыми путем повторения, или имитации ребёнком слышимой речи. Если в силу каких-то причин речемыслительная деятельность не формируется вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается нарушения речи той или иной степени тяжести. 

 

Что такое нарушения речи? Как обстоят дела со звуками речи?

 

Вопреки расхожему мнению, нарушение речи - это не только нарушение произношения звуков. Важно, чтобы ребенок не только произносил звуки речи правильно, но и умел различать их на слух, определял наличие или отсутствие, а также место звука в слове.

сли Ваш ребенок не владеет звуковой стороной речи, то в будущем у него возникнут трудности при обучении грамоте, он будет писать с многочисленными ошибками, которые возможно преодолеть только с помощью логопеда. 

 

Достаточен ли запас слов?

 

По ряду причин у ребёнка может не развиваться словарный запас.

- ему трудно найти общие названия для группы однородных предметов (мебель, овощи, фрукты, цветы и т.д.);

- сложно подобрать признаки к предмету (клубника мелкая, красная, сладкая);

- действия к предмету (дети бегают, прыгают, резвятся);

- синонимы, антонимы.

При недостаточном словарном запасе необходимо обогащать словарь ребёнка.

 

Усвоены ли грамматические нормы языка?

 

Мало иметь большой словарный запас, важно уметь активно пользоваться этими словами, строить из них предложения и связные высказывания. А для этого нужно уметь согласовывать слова между собой, образовывать новые слова, подбирать нужную форму слова. В некоторых случаях грамматические ошибки встречаются в повседневной речи ребенка, в других же это можно выявить лишь в процессе логопедического обследования.

 

Владеет ли ребенок связной речью?

 

Часто при нарушениях речи дети не умеют "связно рассказывать" о событиях своей жизни, прочитанных сказках. Рассказ нередко представляет собой нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок перескакивает на другую. Владение связной речью необходимо ребенку для развития письменной речи (изложения, сочинения).

 

Как помочь ребёнку с нарушениями речи?

 

В коррекционной работе по преодолению нарушения речи необходимо участие логопеда, который непосредственно занимается развитием речи.

 

Кроме того, большую роль играют родители. 

Ваше активное участие в коррекционной работе поможет специалисту добиться хороших результатов.

 

Советы родителям

- Разговаривайте со своим ребенком с самого рождения. 

- Проговаривайте все свои действия: "Сейчас мы с Дашей пойдём гулять. Сначала наденем «шапку, шубу, сапоги». 

- Не "сюсюкайтесь" с ребенком.

- Разговаривайте четко и спокойно. Ваша речь должна быть образцом для ребенка. 

- Отвечайте на все вопросы маленького "почемучки", какими бы глупыми и надоедливыми они Вам не казались. Ваш малыш познаёт мир. И важно, чтобы именно родители помогали ему в этом. 

- Чаще общайтесь с ребенком: почитайте на ночь сказку, по дороге в детский сад и домой поинтересуйтесь его делами, впечатлениями о пройденном дне, расскажите о себе. 

- Если Вы заметили какие-то особенности в развитии ребенка, обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Помните: своевременная помощь позволит предотвратить нежелательные последствия!

свернуть