Інфарматыўна-метадычная работа

Метадычныя рэсурсы

Методические ресурсы:

https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/- Министерство образования Республики Беларусь, дошкольное образование

https://adu.by/-"НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ" Министерства образования Республики Беларусь

http://mgiro.minsk.edu.by/- ГУО "Минский городской институт  развития образования"

https://www.academy.edu.by/- ГУО "Академия последипломного образования"

свернуть

Нарматыўна прававыя дакументы

Нарматыўныя прававыя дакументы:

НАЦЫЯНАЛЬНЫ ІНСТЫТУТ АДУКАЦЫІ

 

свернуть

Нарматыўна-метадычнае пісьмо да пачатку 2023/2024 навучальнага года

Паважаныя педагогі!

     Звяртаем вашу ўвагу, што на сайце Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь апублікаваны  Інструктыўна-метадычныя пісьмы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь:

 «Aб арганізацыі ў 2023/2024 навучальным годзе адукацыйнага працэсу ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі для асоб з інтэлектуальнай недастатковасцю»

Прапануем ўважліва вывучыць дадзены нарматыўны дакументы.

ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ  ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА  АДУКАЦЫІ  РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Aб арганізацыі ў 2023/2024 навучальным годзе адукацыйнага працэсу ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі для асоб з інтэлектуальнай недастатковасцю»

 

свернуть

Навінкі метадычнай літаратуры

В семье играем — малыша развиваем

Сборник развивающих упражнений и игр в помощь родителям и педагогам
дошкольных учреждений

Андрашина Е.К.

Представленная система игр, упражнений и заданий направлена на активизацию, совершенствование, формирование и коррекцию основных сторон развития ребенка младшего дошкольного возраста. Прослеживается взаимосвязь содержания пособия с повседневной деятельностью детей.
Адресуется родителям, педагогам учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.

Увлекательные занятия по физкультуре в средней группе учреждения дошкольного образования

Руководителю физического воспитания дошкольного учреждения

Евтухович Ю.В.

В пособии представлены конспекты физкультурных занятий как формы организации двигательной активности дошкольников средней группы в учреждении дошкольного образования. Конспекты занятий разработаны в игровой форме и включают разнообразные подвижные игры, игровые упражнения, ритмические танцы, дыхательные упражнения.

Адресуется руководителям физического воспитания учреждений дошкольного образования, воспитателям, родителям, студентам педагогических колледжей и вузов.

Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности

Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования

Комоед Н. И.

Данное пособие включает разработанные на основе тематического подхода примерные конспекты занятий с детьми дошкольного возраста (рисование, лепка, аппликация). В нем раскрываются особенности формирования и проявления творческих способностей детей, предлагаются разнообразные методы и приемы организации изобразительной деятельности дошкольников, нетрадиционные способы изображения предмета по выбранной теме. Материал способствует развитию у ребят фантазии, наблюдательности, воображения, художественного мышления, памяти.
Адресуется педагогам учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, а также будет полезно студентам педагогических высших учебных заведений, учащимся педколледжей, родителям, заинтересованным в развитии творческих способностей своих детей.

Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Детям дошкольного возраста

Горбатова Е. В.

Индивидуальная тетрадь графических игр и упражнений № 2 разработана в соответствии с пособием Е. В. Горбатовой “Готовим руку к письму”, является продолжением тетради № 1 и содержит следующие 16 занятий. Задания помогут развить зрительную память, воображение ребенка, умение сосредотачиваться, расширят его словарный запас.
Предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Педагогу об игре дошкольника

Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования

Брынзарей Ю.Г.

Пособие содержит теоретический и практико-ориентированный материал по инновационной деятельности в организации детской игры, что поможет педагогам и родителям детей дошкольного возраста отказаться от стереотипов и использовать игровую деятельность ребенка для всестороннего развития его личности; будет способствовать овладению интерактивными методами организации различных игр дошкольников, формированию творческого отношения к педагогической деятельности.
Адресуется педагогам учреждений дошкольного образования, родителям, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Комплексы развивающих игр для дошкольников

Педагогам дошкольных учреждений образования

Ксёнда О.Г.

Пособие предлагает комплексы развивающих игр и занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, направленных на развитие познавательных интересов ребенка, его эмоционально-волевой сферы, внимания, пространственного воображения, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение устанавливать логические связи), произвольной памяти, связной речи, мелкой моторики руки и формирование способностей к самостоятельной деятельности.
Адресуется педагогам дошкольных учреждений, а также может быть полезно студентам педагогических высших учебных заведений, родителям.

Родная прырода ў вуснай народнай творчасці

Дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі для этнакультурнага выхавання дашкольнікаў

Дубініна Д.М. і інш.

У дапаможніку выкладаюцца канцэптуальныя асновы этнакультурнага выхавання дзяцей дашкольнага ўзросту ад 5 да 7 гадоў жыцця, раскрываюцца метады і прыёмы азнаямлення іх з прыродай роднага краю праз выкарыстанне вуснай народнай творчасці ў адпаведнасці с вучэбнай праграмай дашкольнай адукацыі.
Адрасуецца педагогам устаноў дашкольнай адукацыі.

Рэкамендавана Навукова-метадычнай установай “Нацыянальны інстытут адукацыі” Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь

Двигательное развитие дошкольника

Пособие для педагогов дошкольного учреждения образования

Шишкина В.А.

В пособии раскрываются научно-методические подходы к организации процесса двигательного развития дошкольников; представлены содержание и методика работы по каждому из его направлений в разных возрастных группах.

Предложенный материал будет способствовать реализации задач образовательных областей «Физическая культура», «Ребенок и общество», учебной программы дошкольного образования.

Адресовано педагогам учреждений дошкольного образования.

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Развиваемся, играя вместе : комплексные занятия с детьми 2-3 лет

Педагогам дошкольного учреждения образования

Ашкинезер Е. В.

Основная задача пособия – пополнить знания педагогов и родителей об особенностях развития ребенка 2—3 лет. В первом разделе представлено примерное тематическое планирование коррекционных занятий, которые помогут взрослым заниматься с малышом в соответствии с его возможностями и возрастом, а также подборка игр и игровых заданий, лексический материал, доступный и необходимый ребенку в данном возрасте. Предложенные в пособии игры-занятия построены на принципе перехода от простого к сложному, постепенное усложнение заданий. 
Рекомендуется педагогам учреждений дошкольного образования, родителям.

Первые песенки для детей (до 3 лет) (с электронным приложение

Педагогам дошкольного учреждения образования

Жабко Я.Г.

В пособии представлены разнообразные по тематике, настроению, образному содержанию песни для детей до 3 лет, направленные на реализацию содержания учебной программы дошкольного образования (образовательная область “Искусство” (“музыкальная деятельность”)). Предлагаемый материал вводит ребенка в удивительный чарующий мир музыки, вызывает интерес к ее восприятию, положительный эмоциональный отклик, побуждает к выполнению танцевальных движений.
Пособие дополнено компакт-диском, который содержит мелодии приведенных песен.
Предназначено педагогам учреждений дошкольного образования (музыкальным руководителям).
Рекомендовано Научно-методическим учреждением “Национальный институт образования” Министерства образования Республики Беларуси

Выхаванне нацыянальнай самасвядомасці дашкольнікаў сродкамі беларускага фальклору

З вопыту работы дашкольных ыту работыустаноў

Г. М. Кавалеўская

Дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі

Дапаможнік змяшчае матэрыял, накіраваны на далучэнне дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры праз народныя святы і абрады. Прыведзеныя сцэнарыі дазволяць арганізаваць мерапрыемствы, якія зацікавяць не толькі дзяцей, але і бацькоў.
Адрасуецца педагогам устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі

Физкультурные и музыкальные мероприятия по ознакомлению с правилами пожарной безопасности: сценарии праздников, досугов

Практическое пособие для руководителей физического и музыкального воспитания и воспитателей дошкольных учреждений

Составители: А. Н. Ткачева, И. Ю. Науменко, И. М. Захарова

Одобрено к изданию Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

В книге представлен материал для организации и проведения детских физкультурных и музыкальных мероприятий, направленных на закрепление правил пожарной безопасности с учетом возрастных особенностей детей.
Предназначена для руководителей физического и музыкального воспитания и воспитателей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.

Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования

Щерба Н.В.

В пособии представлены методические рекомендации по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Материал пособия разработан в соответствии с учебным планом и требованиями программы для специальных учреждений дошкольного образования «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи».
Предназначено для учителей-дефектологов (учителей-логопедов) учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), специальных учреждений дошкольного образования (групп), групп интегрированного обучения и воспитания.

Педагог-психолог в дошкольном учреждении

Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования

Сост. Е. А. Осипова, Е. В. Белинская

В пособии представлены основные направления деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении, содержатся практические рекомендации по организации сопровождения процесса адаптации младших дошкольников, описана работа педагога-психолога по сопровождению детей, находящихся в социально опасном положении. Предлагается вариант диагностики психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Рекомендуется педагогам-психологам и руководителям учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.

Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Детям дошкольного возраста

Горбатова Е. В.

Индивидуальная тетрадь графических игр и упражнений № 1 разработана в соответствии с пособием Е. В. Горбатовой “Готовим руку к письму” и содержит первые 16 занятий. Задания помогут развить зрительную память, воображение ребенка, умение сосредотачиваться, расширят его словарный запас.

пп
Предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Воспитателю дошкольного учреждения образования

Шишкина В.А., Дедулевич М.Н.

В пособии представлены подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, психомоторных способностей, физических и волевых качеств детей, обогащение их двигательного опыта.
Материал пособия способствует реализации содержания образовательных областей “Физическая культура”, “Ребенок и общество” учебной программы дошкольного образования в младшей, средней и старшей группах.
Адресовано педагогам учреждений дошкольного образования, родителям.
Рекомендовано Научно-методическим учреждением “Национальный институт образования” Министерства образования Республики Беларусь.

свернуть

содержание микрокабинета музыкального руководителя

 

Содержание микрокабинета музыкального руководителя

 

Содержание микрокабинета музыкального руководителя

  1. Нормативные правовые документы, инструктивно-методические письма, регулирующие деятельность музыкального руководителя.
  2. Научно-методическая литература (для разных возрастных групп), аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания МО РБ, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Литература должна быть утверждена либо рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или Национальным институтом образования.

  1. Методический материал (для разных возрастных групп): конспекты занятий по образовательной области «Искусство (музыкальная деятельность)»; разработки игровых комплексов по образовательной области «Искусство (музыкальная деятельность)»; сценарии музыкальных мероприятий (праздников, развлечений); нотные наборы песен, музыкальных произведений, игр, плясок; рекомендации, памятки по проведению различных форм музыкального воспитания с дошкольниками и т.д.
  2. Картотеки музыкально-дидактических игр; сюжетных дидактических игр; сюжетных музыкальных игр; музыкальных упражнений и т.д.
  3. Материалы для организации занятий по образовательной области «Искусство (музыкальная деятельность)»: записи программных произведений классической и современной музыки; игрушки и наглядные пособия по музыкальному воспитанию; портреты композиторов; картинки с изображением музыкальных инструментов; иллюстрации разных инструментальных составов; медальоны для драматизации песен; разные виды театров (театр рукавичек, брошек, театр на ложках, театр на коробочках и др.); карточки-модели ритмоинтонаций, эмоциональные открытки и др.
  4. Материалы по организации работы с педагогами: тексты консультаций, бесед; сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов; памятки, буклеты, информационные материалы, рекомендации и т.д.
  5. Материалы по организации взаимодействия с родителями: тексты консультаций, бесед; разработки совместных музыкальных мероприятий; сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов; советы родителям по организации музыкального воспитания дошкольников и др.; образцы анкет; итоговые материалы проведенного анкетирования; памятки, буклеты, материалы папок-передвижек и т.д.
  6. Музыкальные инструменты из нетрадиционного материала для проведения занятий и музыкальных мероприятий, индивидуальной работы с воспитанниками.
  7. Материалы периодической печати (научно-методические журналы, газеты).
  8. Материалы самообразования педагога.

Для систематизации материалов необходимо составить паспорт микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета.

свернуть

содержание микрокабинета рукводителя физвоспитания

Примерное содержание микрокабинета руководителя физического воспитания

  1. Нормативные правовые документы, инструктивно-методические письма, регламентирующие деятельность руководителя физического воспитания.
  2. Научно-методическая литература (для разных возрастных групп). Картотека на имеющуюся литературу – аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания МО РБ, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Литература должна быть утверждена либо рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или Национальным институтом образования.

  1. Методический материал (для разных возрастных групп): конспекты занятий по образовательной области «Физическая культура»; разработки игровых комплексов по образовательной области «Физическая культура»; сценарии мероприятий активного отдыха (физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья); разработки спортландий, развлечений спортивной направленности; подборки комплексов утренней гимнастики, дыхательных упражнений, упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки; рекомендации, памятки по проведению различных форм отдыха воспитанников; подборки загадок, считалок и т.д.
  2. Картотеки: подвижных игр; белорусских народных игр; дыхательной гимнастики; подвижных игр и физических упражнений на прогулке; спортивных игр; игровых упражнений спортивной направленности и т.д.
  3. Материалы по организации работы с педагогами: тексты консультаций, бесед; сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов; памятки, буклеты, информационные материалы, рекомендации и т.д.
  4. Материалы по организации взаимодействия с родителями: тексты консультаций, бесед; разработки совместных мероприятий активного отдыха; сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов; советы родителям по организации физического воспитания дошкольников; образцы анкет; итоговые материалы проведенного анкетирования; памятки, буклеты, материалы папок-передвижек и т.д.
  5. Нетрадиционное физкультурное оборудование для проведения занятий и мероприятий активного отдыха, индивидуальной работы с воспитанниками.
  6. Материалы периодической печати (научно-методические журналы, газеты).
  7. Материалы самообразования педагога.

Для систематизации материалов необходимо составить паспорт микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета

свернуть

содержание микрокабинета воспитателя дошкольного воспитания

Примерное содержание микрокабинета воспитателя дошкольного образования

  1. Нормативные правовые документы, инструктивно-методические письма, регламентирующие организацию образовательного процесса.

  2. Научно-методическая литература (официально утвержденная либо допущенная в качестве соответствующего вида учебного издания МО Республики Беларусь, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования), художественная литература (для своей возрастной группы)

  3. Картотека на имеющуюся литературу – аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями.

Литература должна размещаться в соответствии с образовательными областями, должна быть рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или Национальным институтом образования.

  1. Методический материал (для своей возрастной группы): конспекты занятий; сценарии праздников, развлечений, игровых комплексов, игр и т.п. по образовательным областям; наглядные учебные пособия для педагогов; учебные пособия для воспитанников; рекомендации, памятки; таблицы, рисунки, модели; паспорта комнатных растений; подборки загадок, пословиц и поговорок, скороговорок, считалок и т.д.; картотеки (дидактических игр, подвижных игр, театральных игр, белорусских народных игр, пальчиковой гимнастики, физкультминуток, дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, опытов и экспериментов, сюжетно-ролевых игр, интеллектуально-творческих игр, игровых упражнений и т.д.

  2. Дидактические, наглядно-дидактические, раздаточные, демонстрационные материалы (для организации занятий по реализации задач по всем разделам учебной программы дошкольного образования); тематические плакаты («Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Поры года», «Неживая природа», «Растения», «Птицы», «Животные», «Насекомые», «Природные сообщества», «Одежда», «Обувь», «Бытовая техника», «Организм человека», «Транспорт», «Труд взрослых» и др.); цифры и счетный материал; наборы геометрических фигур разного размера и цвета; разрезные картинки и т.д.

  3. Материалы для организации занятий по изобразительной деятельности (отдельно размещаются материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, детского дизайна, ознакомления с произведениями изобразительного искусства): материалы и оборудование для занятий (по всем видам изобразительной деятельности), трафареты, штампы, лекало, силуэтные изображения предметов и т.д.; образцы работ; рекомендации по ознакомлению с произведениями искусства; конспекты занятий по всем видам изобразительной деятельности; произведения живописи (репродукции картин), книжной графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, скульптуры малых форм, дизайна; альбомы с рисунками и фотографиями различных построек; материалы для нетрадиционных техник рисования (печатки, губки, ватные тампоны и др.); природный и бросовый материал для изготовления поделок (катушки, жёлуди, каштаны, шишки, мох, засушенные листья и пр.); поделки из природного и бросового материала; бумага разной фактуры; альбомы для раскрашивания, раскраски и др.

  4. Материалы по организации взаимодействия с родителями: тексты консультаций, бесед; разработки деловых игр, совместных развлечений; сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров; советы родителям по организации игр, занятий с детьми дома, оборудованию уголков для игры и др.; образцы анкет на различную тематику; итоговые материалы проведенного анкетирования; памятки, буклеты, материалы папок-передвижек и т.д.

  5. Дидактические игры, пособия и методические материалы по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни, развитию речи, формированию элементарных математических представлений у воспитанников, экологическому воспитанию и др.

  6. Материалы периодической печати (научно-методические журналы, газеты).

  7. Материалы самообразования педагога.

Для систематизации материалов необходимо составить паспорт микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета.
свернуть