Гадуем маленькага патрыёта

Дзяржаўная сімволіка Рэспублікі Беларусь

 

Государственная символика

     В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. 

Государственный флаг Республики Беларусь

            Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета шириной в 2/3 и нижней – зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1:2.

Государственный герб Республики Беларусь

             Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле золотой контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

Государственный гимн Республики Беларусь

           Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в торжественных случаях, перечень которых закрепляется в законодательстве.


Государственный гимн имеет своих авторов - музыку к нему написал белорусский композитор Н.Ф.Соколовский, а слова - белорусские поэты М.Н.Климкович и В.И.Каризно.


Смотреть в полном размере
Мы, беларусы – мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям’і.

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
У бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Дружба народаў – сіла народаў –
Наш запаветны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны – радасці сцяг!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

 

ПРОСЛУШАТЬ ГИМН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Государственный гимн исполняется в начале и в ряде случаев в окончании важных государственных и общественных событий, в том числе при вступлении Президента Республики Беларусь в должность - после принесения им Присяги.

Граждане могут исполнять (прослушивать) Государственный гимн во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к нему.

В качестве знака выражения уважения к Государственному гимну при его официальном исполнении присутствующие слушают его стоя (мужчины - без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, - в соответствии с законодательством).

Более подробно с тем, в каких случаях исполняется и может исполняться Государственный гимн, можно ознакомиться в главе 4 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. №301-З "О государственных символах Республики Беларусь".

свернуть

Тэматычныя дні ва ўстанове дашкольнай адукацыі

 

Программа проведения тематического дня, приуроченного

ко Дню независимости Республики Беларусь

(3 июля)

1-я половина дня:

  • Беседы с детьми о приближающемся празднике Дне Независимости,  «Мой родны кут, як ты мне мілы» - разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №2
  • Чтение стихов, пословиц, поговорок о Беларуси
  • Дидактическая игра «Составь карту Беларуси»
  • Занятие  по образовательной области «Изобразительное искусство» (рисование) «Мы рисуем Беларусь» - разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №2
  • Игры на ориентировку «Разведчики», «Преодолей препятствие» - разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №2

Прогулка:

  • Экскурсия и возложение цветов к памятнику погибшим воинам освободителям - разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №2
  • Беседа «Помним, гордимся» - разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №2
  • Конкурс рисунков на асфальте «Квітней Радзіма пад блакітным небам!» - разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №2
  • Конструирование из песка «Мой агрогородок самый лучший» - разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №2

2-я половина дня:

  • Выставка детского рисунка на тему «День независимости» (совместно с родителями) - разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №2
  • Чтение детской художественной литературы военной тематики, рассматривание иллюстраций - разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №2
  • Музыкально-спортивный праздник  “Пусть радуются дети на нашей планете”

 

План проведения тематического дня

День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь

Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях

Содержание работы

Ответственные

Работа с воспитанниками

утро

 

Тематическая утренняя гимнастика «Готовимся Родину защищать» (Разновозрастные группы интегрированного обучения и воспитания №1 и №2)

Рассказ воспитателя «Каким должен быть солдат». (Разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №1)

Рассказ воспитателя «Военные профессии», «Военная техника». (Разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №2)

 

 

 

Руководитель физвоспитания

 

Воспитатели дошкольного образования гр. №1 и гр. №2

I половина дня

Занятие по образовательной области «Изобразительное искусство» (аппликация): «Открытка папе» разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №1

  • Занятие  по образовательной области «Изобразительное искусство» (конструирование) «Танк»,
  •  
  • Занятие по образовательной области «Ребенок и общество» на тему «Белорусская армия» разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №2
  • Игры на ориентировку «Разведчики», «Преодолей препятствие» - средняя и старшая

·        Дидактические игры «Чей головной убор», «Лото: военная техника», «Посчитай-ка», «Чья тень»

·        Подвижные игры «Охотники и зайцы», «Мы ловкие», «Изобрази фигуру», «Поймай», «Бойцы- молодцы»

·        Эстафета «Пройди по мостику, «Кто быстрее…»»

·        Словесные игры «Кому что нужно», «Кто что делает», «Подбери признак», «4 лишний»

·         

воспитатели дошкольного образования средних и  старших групп, учителя- дефектологи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитатели дошкольного образования всех групп (в соответствии с Учебной программой ДО)

 

 

I прогулка

Экскурсия к памятнику погибшим воинам освободителям - средняя и старшая группы

 

воспитатели дошкольного образования (в соответствии с Учебной программой ДО)

 

II половина дня

Чтение произведений

·        А.Барто «Кораблик», «Самолет», «Флажок»; В.Прохарау «За адвагу»

·        Г.Х.Андерсен «Огниво», Э.Агняцвет «Зямля з блакiтнымi вачамi», А.Русак «Мой край», С.Воронин «Воинственный Жако», Е.Лось «Буду асилкам»

  • «Русские богатыри», сказки «Каша из топора», Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Садко в  подводном царстве», В.Бианки «»Как мышонок попал в мореплаватели», К.Заболоцкий «Как мыши с котом воевали», Л.Кассиль «Главное войско»
  • Музыкально-спортивный праздник  “Пусть радуются дети на нашей планете” - средняя и старшая групп

·        Виртуальная экскурсия «Музей Великой Отечественной войны»

 

 

воспитатели дошкольного образования всех групп (в соответствии с Учебной программой ДО)

 

 

 

свернуть

Онлайн-экскурсіі

Маршруты выхаднога дня

Управление по образованию, спорту и туризму

Вилейского районного исполнительного комитета

 

Государственное учреждение образования

«Нарочский детский сад»

 

 

 

 

 

 

 

«На лесной полянке»

(маршрут выходного дня)

 

 

 

 

 

 

                                   Разработала:

                                                          воспитатель дошкольного

                                                        образования 1 категории

                                           А.Н.Петрашевич

 

 

 

 

 

 

2022 год

 

Рекомендуемый возраст ребёнка: средний и старший дошкольный возраст.

 

Задачи:

систематизировать и расширить представления детей дошкольного возраста о лесном сообществе, о видовом разнообразии деревьев, кустарников, грибов и ягод белорусского леса;

стимулировать любознательность, развивать познавательные умения и навыки в игровой деятельности, коммуникативную активность;

воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе родного края, способствовать накоплению эмоционально-позитивного опыта общения с природой.

 

Содержание маршрута:

Мы сегодня с тобой отправимся в путешествие. А куда, попробуй догадаться. (Приложение 1, загадка)

Правильно, мы отправляемся в лес.         

 

  1. Деревья и кустарники белорусского леса .

Расскажите ребенку , что лес -  это зеленый наряд земли. Это большая лаборатория для производства  кислорода. Это дом для зверей и птиц, деревьев и кустарников. Лес – это наше национальное богатство,  важнейший сырьевой ресурс. Лес - это кладовая, которая щедро  одаривает человека.

Спросите у ребёнка, какой же клад можно найти в лесу?

Лесным кладом можно назвать деревья, ягоды и грибы, орехи, лесные травы, животных и птиц, чистый лесной воздух, лесные ручьи и речушки.

Уточните, какие  же деревья и кустарники встречаются в наших лесах?

И так,   всего  в лесах Беларуси произрастает около 30 видов деревьев, основными из которых являются  береза,  липа, клен, дуб и другие. (Покажите ребёнку эти деревья.) Все увиденные нами деревья  осенью избавляются от листвы,  сбрасывая её.  Какое название носит этот процесс? Да, это листопад. Наступает он в августе, сентябре и делает наши леса очень яркими и красочными.

Однако в лесу есть и деревья, которые на зиму свои листья не сбрасывают. Как называются эти деревья? Правильно. Это хвойные. А какие хвойные растения есть в белорусском лесу?

         У нас растут 4 вида хвойных деревьев: ель, сосна,  лиственница и пихта белая.

        Поиграйте с ребёнком в игры : «К названному дереву беги», «С какого дерева листок», «С чьей ветки детки».

 

  1. Грибы.

А теперь попрошу ответить на мои вопросы (Приложение 2).

И так, за какими дарами леса мы отправляемся сейчас, как ты думаешь?  Конечно, за грибами.Поинтересуйтесь у ребёнка, какие грибы он знает? (Рассмотрите с ребёнком грибы, которые найдете).

Давай вспомним,  каких правил необходимо придерживаться при сборе грибов?

Грибы  очень любят собирать белки. Они предпочитают есть   боровики, лисички, подберезовики и рыжики, лоси любят боровики и лечатся мухоморами, кабаны за лакомство считают грузди, которые в начале топчут ногами, а затем вываливают в грязи и потом едят.

3.Ягоды.

 

У нас остался с тобой еще один лесной дар. Это самое вкусное лакомство:

О чем идет речь, как ты думаешь?( Приложение 1, загадка). Конечно о ягодах.

 Давай вспомним,   какие же лесные ягоды ты знаешь (Приложение3). (Покажите ребенку лесные ягоды).

Как много ягод в наших лесах: черника, клюква, брусника, малина , ежевика, костяника, голубика, рябина и другие.  Существуют и несъедобные ягоды такие как вольчье лыко, вороний глаз и другие.

Маша из м\ф «Маша и Медведь» хочет сварить варенье для своего друга Медведя. Но у неё возникли проблемы: из чего варят варенье и где найти ингредиенты? Можем ли мы помочь Маше? (Сбор ягод).

Дидактическая игра «Назови ягоду»

 

Дегустация ягод, изготовление ягодных коктейлей в домашних условиях ( фото).

 

Подвижная игра «Лукошко»: ребёнок выбирает карточки только съедобных ягод и грибов и складывает в лукошко.

 

Лес  – это замечательное природное богатство, дом для птиц и животных. А охраняет это природное богатство лесной сторож, которого называют лес ник. Он каждый день ходит по  лесу  и смотрит, чтобы  лес  был чистым следит за тем, чтобы  люди  не бросали непотушенных окурков и не оставляли после себя непогашенных костров, чтобы не разоряли муравейники и гнезда птиц, не рубили молодые деревья и не мусорили. Каждый взрослый и ребенок должен знать, что  лес  дает нам чистый воздух, и если  лес  умрет на нашей земле, то и мы умрем. Заботясь о  лесе,  мы заботимся сами о себе.

Вот и закончилось наше лесное путешествие. Мы сделали с тобой много открытий. Вспомните самые приятные впечатления. Запечатлите их на бумаге  с помощью рисования, аппликации .

 

 

Приложение 1

 

Здесь сосны до небес,

Березы и дубы.

Здесь  ягоды, грибы.

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки.

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый, чистый. (Лес)

 

Они бывают черные и красные,

белые и оранжевые,

сладкие и кислые,

горькие, но всегда

любимые и полезные. (Ягоды)

 

Приложение 2

Вопросы:

Любим мы в лесу гулять? (Да)

И грибочки собирать. (Да)

Да и ягоды  в лукошко

Собираем мы немножко. (Нет)

Дружно в лес, друзья,  пойдем

И с собою мы возьмем:

Плетеную корзинку, (Да)                

Жевательную резинку,  (Нет)

Сапоги блестящие,  (Да)

Бусы настоящие.  (Нет)

Бутерброд возьмем мы с маслом (Да),

Ну и кресло- качалку (Нет),

Побольше вилок и ложек, (Нет)

Ну и, конечно, ножик. (Да)

Термос еще и чашку,  (Да)

Серую кошку Машку. (Нет)

Компас в карман положим,  (Да)

И зонт с собою взять мы  можем. ( Нет)

Прихватим еще и подушку, (Нет)

И булочку, и ватрушку. (Да)

 

Стихотворение:

По лесочку я хожу,

Да на ягодки гляжу!

На кусте малинка,

На дереве - рябинка

В травке – земляничка,

Под горой – черничка.

 

Приложение 3

 

Дидактическая игра «Распознай-ка»:  отгадать загадки, распределить на

группы (деревья, кустарники, травянистые растения, плоды)

 

Загадки о растениях:

Стоит в лесу могучий!

Голова- до тучи.

Крона кудрявая,

Сучья корявые. (Дуб)

 

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос. (Берёза)

 

Все знают, что у ёлки

не листья, а иголки,

И так же, как она,

С иголками... (Сосна)

 

На зелёном шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш)

 

В колыбельке подвесной

Летом житель спит лесной.

Осень пёстрая придёт —

На зубок он попадёт. (Орех)

 

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (Жёлудь)

 

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

 

Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)

свернуть

Мини-музей "Беларуская хатка"

Приобщение детей к истокам национальной культуры является актуальным вопросом современной педагогики и эффективным средством формирования личности.

Организованный в 2018 году мини-музей народного быта “Беларуская хатка в ГУО "Нарочский детский сад” создает уникальный формат для освоения детьми богатства национальных культурных традиций, уклада жизни народа, духовных ценностей. Он объединяет образовательный процесс с реальной жизнью, открывая доступ для непосредственных наблюдений, знакомства с предметами и явлениями. Музей представляет собой отражение жилого деревенского помещения, где собраны подлинные предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные экспозиции и декоративные элементы, отражающие сезонные изменения. Посетители музея имеют возможность реально прикоснуться к подлинным экспонатам старины, практически все предметы можно не только рассмотреть, но и переставить, играть с ними, потому что физические и эмоциональные ощущения с предметом позволяет сформировать более полное представление об особенностях материалов, их сходстве или различии, способах освоения.

Цель работы мини-музея - приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и народным традициям. Основу музейных экспозиций составляют подлинные предметы старины (42 старинных экспоната), которые ярко характеризуют эпоху и образ жизни наших предков. В музее также располагаются выставки изделий современной керамики, декоративно-прикладного искусства. Дизайн экспозиции представлен таким образом, что заключенная в ней информация легко воспринимается любой категорией посетителей.

Задачами мини-музея являются формирование представлений у воспитанников о народных традициях, обычаях, искусстве посредством прикосновения к творениям прошлого, воспитание общечеловеческих ценностей, нравственных чувств, любви к родному краю и гордости за него. Поставленные задачи реализуются через активные методы с использованием средств и форм музейной педагогики, которые способствуют не только усвоению представлений, но и формированию ценностных отношений в процессе проживания ситуаций общения с культурным наследием.

Включение музея народного быта в образовательное пространство учреждения образования несет весомую педагогическую функцию. Именно здесь для детей открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

свернуть

Малая Радзіма ў творчасці дзяцей

Гуляем-гісторыю, традыцыі краіны вывучаем: пазнавальная гульнятэка

Iнтэрактыўныя практыкаваннi

 

Адной з эфектыўных формаў выкарыстання музейнай педагогікі для фарміравання цікавасцi да мінулага і сучаснага сваёй Радзімы, грамадзянскага і патрыятычнага выхавання дзяцей з'яўляецца правядзенне інтэрактыўных гульняў.

З мэтай фармiравання ў дзяцей дашкольнага ўзросту ўяўленняў аб родным краi i духоўных каштоўнасцях продкаў, з мэтай захавання i папулярызацыi гiсторыка-культурнай спадчыны Радзiмы, грамадзянска-патрыятычнага выхавання, прапануем вашай увазе  комплекс інтэрактыўных практыкаванняў, якiя складаюцца з  заданняў, распрацаваных у электронным дадатку LearningApps.org.

 

 

свернуть